www.s-migitsko.ru

Полет № 1653. Гость – Сергей Мигицко

21 декабря в российский прокат выходит новый фильм Эльдара Александровича Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Наш гость – исполнитель главной роли, актер театра Ленсовета Сергей Мигицко.

– Замечательное название у фильма, но очень трагическое, если вдуматься. Я еще не видел фильма, но, читая рецензии, у меня сложилось такое впечатление, что Андерсен был не просто печальной, а глубоко трагической фигурой, ужасно несчастным человеком. Это так и есть?

– На мой взгляд, Андерсен был очень печальной и трагической фигурой. Я всегда человека спрашиваю о его детстве. Так вот, детство у Андерсена было ужасающее. Он рос в крайне бедной семье. Дедушка очень болел, Мать рано лишилась мужа. Потом был отчим, который тоже рано умер. Семья влачила жалкое существование. Долгое время не мог получить образование.

– А как он пробился?

– Мир не без добрых людей. Каким-то образом судьба вывела его на хороших людей. Андерсен попал в дом адмирала Вульфа, очень умного, продвинутого человека. С его легкой руки Андерсен пошел по этой стезе, добились стипендии для него и.т.д.

– Я никогда не видел Андерсена, даже на гравюрах. Но мне кажется, что Андерсен был абсолютно такой же, как актер Сергей Мигицко. Рязанов пробовал вас или взял сразу?

– Он меня очень долго пробовал. Сперва он пригласил меня совсем на другую роль – роль Мельхиора, друг, который посвятил Андерсену много дней своей жизни.

– Кто ее в итоге сыграл?

– Бывший артист МХАТа Володя Пинчевский, который сейчас живет в Дании.

– Это замечательный артист, который в свое время сыграл Моцарта.

– Когда я приехал примерить бакенбарды и еще что-то для роли Мельхиора, вдруг у многих случилось откровение, вся студии была завешана фотографиями Андерсена. Вошел Эльдар Александрович, изрядно опешив, и с этого дня начались пробы. По мнению Рязанова, смолоду до старости должен был один артист играть Ханса-Кристиана, но роль раздели. Сначала спросили, нет ли у мня сына. У меня сына не оказалось. А потом спросили, не знаю ли я артиста, который бы был похож на меня в молодости.

– И кто этот артист?

– Это артист театра Ленком Станислав Рядинский. На мой взгляд, у нас с ним сходство.

– Насколько я знаю, три артиста играют роль Андерсена в разном возрасте. Хоть один из этих людей, хоть один из Андерсенов был счастлив? В детстве, в молодости, в зрелости?

– Я в детство Рядинского не заглядывал.

– Я имею в виду Андерсена? Хоть в одном из этих возрастов он был счастлив?

– Андерсен был тщеславным человеком. Как человек из бедной семьи, который был признан при жизни, получил все возможные награды, наверное, он получил какое-то удовлетворение от своих побед. Но что было у него внутри, никто не сможет вам сказать. На мой взгляд, все было не так просто. Человек, который был влюблен всего однажды, любил всго одну женщину, был отвергнут, и потом больше никогда не подпускал представительниц женского пола близко. Мы старались передать, что внутри ему было очень больно.

– Андерсен больше известен как сказочник. Как вам кажется, человек начинает писать сказки оттого, что у него очень плохая жизнь и он хочет придумать хорошую, или оттого, что у него очень хорошая жизнь и он делится ей с другими.

– С позиции своих лет могу сказать, что все сказки великого сказочника с болью. Они все из его детства.

– Для Андерсена сказки – это какой-то уход в другой мир. А для артиста это то же самое? Ты живешь печальной жизнью, зато на сцене можешь создать себе сказку.

– Я же не знаю, каким был сказочник. Но я собираю чувства, которые, наверное, им овладевали, пытаюсь передать гамму чувств. Володя Пинчевский, который женат на датчанке, снял сцену на телефон, как я подкидываю двух детей. Показал своей супруге. Она сказала, что это полная белиберда, потому что Андерсен не мог и одного поднять, потому что он был очень слабый. У него плеч не было, он был субтильный. Такое представление об Андерсене в Дании. Я не стараюсь передать его внешне, а стараюсь собрать гамму чувств.

– В Дании во время войны не погибло ни одного еврея, потому что когда фашисты приказали одеть евреем желтые звезды, то первым звезду одел датский король, а потом все датчане, поэтому евреев невозможно было распознать. Рязанов утверждает, что в этом есть немалое влияние Андерсена, что вся страна, воспитанная на этом писателе, должна была поступить именно так. Насколько это романтический или реальный взгляд?

– Это фантазия – включение такого эпизода в картину. Я играл и короля Дании тоже. А почему нет? Ведь Андерсен был романтиком с большой буквы. Я этого не отрицаю, верю в совпадения исторические.

– Насколько театр и литература могут вообще влиять на людей? Насколько они могут формировать нацию?

– Я уверен, что можно спасти человека, играя для него целую серию спектаклей, погружая его в мир искусства, приближая его к культуре. В это я верю.

Ведущий: Андрей Максимов
Передача телеканала "Культура" "НОЧНОЙ ПОЛЕТ" от 18 декабря 2006 г.