www.s-migitsko.ru

Пять минут с Андерсеном

В парке перед Останкинским дворцом на осеннем солнце млеет петербургский артист Сергей Мигицко. Он играет Андерсена в зрелые годы, а пока перерыв, и он читает свежие газеты, сваливая прочитанное под кресло-раскладушку. Кругом дамы и господа в котелках и капорах, собравшись в кружки, доедают котлеты с гречкой, пьют кофе и судачат о превратностях судьбы.

– Приглашение на эту роль для вас было неожиданностью?

Сергей Мигицко: – Еще бы! Рязанов меня пригласил совсем на другую роль. Я должен был сыграть одного из друзей Андерсена – Мельхиора. Замечательная роль, на нее нужен не менее замечательный артист, и я с благодарностью ответил согласием. И приехал на фотопробы. А оказалось, что мне выпал сам Андерсен.

– То есть Эльдар Александрович Рязанов посмотрел и сразу сказал: вот он!

Сергей Мигицко: – Не сразу. Эльдар Александрович так никогда не делает. Было очень много проб. Пробовались сложно, и это мало отличалось от киносъемки, и много было сыграно сцен. Так я попал на роль.

– Вы видите в роли Андерсена какие-то родственные себе мотивы?

Сергей Мигицко: – Конечно. Я артист – и Андерсен тоже был по натуре артист. С детства он что-то себе придумывал, хотел играть в театре, был этаким паяцем, тяготел ко всему творческому. То же самое – я: был неусидчивым ребенком, все время что-то представлял, устраивал в школе театры и музыкальные ансамбли, писал капустники и сценарии для КВН. Но, как говорил мой учитель Игорь Петрович Владимиров, сыграть талант очень сложно. Я ведь не Андерсен, я даже не представляю, каким он был на самом деле. Но знаю, что он был бесконечно талантлив, и бесконечно горела его душа. Надо стараться сыграть гамму чувств великого человека. А он был, конечно, человеком чувства.

– Андерсена все знают с детства. Но наверняка, входя в эту роль, вы заново читали его сказки. Какими они вам предстали теперь, когда ребенок стал взрослым?

Сергей Мигицко: – В детстве я не замечал в сказках Андерсена печали. Теперь вижу, какие они в сущности грустные. Часто трагичные. И всегда полны философии. Это было для меня открытием.

– Как вы относитесь к одной из самых ключевых и парадоксальных сцен фильма, где Андерсен сквозь дырку в гробе наблюдает за ходом собственных похорон?

Сергей Мигицко: – Эту сцену снимали без меня, и надо посмотреть, что будет на экране. Как говорят, сказочник был очень мнительный человек, у которого постоянно были вопросы и к себе и к окружающим. Пунктик у него такой был: он очень следил за тем, какое впечатление производит на других. Вот и на похоронах – нормальное дело!

Валерий Кичин
(из статьи «Как снимался последний кинофильм Эльдара Рязанова»)
«Российская газета», 21.04.2016