www.s-migitsko.ru

Сергей Мигицко: «Изначально Андерсен задумывался как телевизионный фильм»

Накануне Первомая петербургский артист Сергей Мигицко отметил свое 60-летие, запомнившийся зрителям по таким фильмам, как «Соломенная шляпка», «Инкогнито из Петербурга», «Виват, гардемарины!», «Доктор Живаго», «Андерсен. Жизнь без любви». Ученик выдающегося режиссера Игоря Владимирова одинаково легко переходит из комедии в трагедию, из мелодрамы в политическую сатиру. В свои немолодые годы он по-прежнему играет на разрыв: шесть названий в родном Театре имени Ленсовета, четыре – в антрепризах, а также съемки в кино.

– Сергей Григорьевич, на одной из своих творческих встреч вы обмолвились, что не чувствуете разницы между 50 и 60 лет…

– Я говорил о том, что не сижу со счетами и не считаю, как мне прибавляются года. Конечно, я меняюсь, но не подвожу итогов. Это просто повод собраться с близкими и коллегами за круглым столом, но никакого праздника тут нет. Слава Богу, что сохраняю подвижность, позитив, не разлюбил свою профессию, а еще больше полюбил. У меня очень много друзей, хороших партнеров, и это самое главное. Поэтому фантазировать на тему «что изменилось за последние десять лет» мне совсем не хочется.

– Год назад, когда тогдашние руководители петербургской культуры попытались загнать в жесткие рамки такого большого мастера, как Юрий Бутусов, конфликт разгорелся не на шутку, и вы, Сергей, вместе с коллегами по театру встали на защиту своего худрука, даже в каких-то акциях участвовали…

– Особых митингов тогда не было, и эту историю я считаю больше раздутой. Но в какой-то момент мы действительно всей труппой высказали свое мнение, свою позицию, и я был в числе тех, кто поддерживал Юрия Николаевича. Просто не надо никого бояться, времена страхов прошли. К тому же Бутусов очень интересный, самобытный мастер, у него прекрасная репутация в театральном мире, в том числе в Европе, и очень хорошо, что он продолжает работать с нами в Театре Ленсовета, выпустив прекрасный спектакль «Макбет. Кино».

– На данный момент в Театре имени Ленсовета у вас шесть спектаклей: «Night and Day», «Дракон», «Испанская баллада», «На всякого мудреца довольно простоты», «Ревизор», «Федерик, или Бульвар преступлений». Не многовато ли для актера уже не юношеского возраста?

– Прибавьте еще четыре антрепризные постановки. Это много, очень много. Но по-другому не могу, в противном случае съем себя от безделья и невостребованности.

– Вы можете назвать себя актером свободным? Например, отказаться от роли, если она вам не нравится?

– Могу на эту тему только разговаривать, свою позицию объяснять, но услышат меня или нет – этого я не знаю. Ведь я служу в репертуарном театре и вынужден считаться с мнением руководителя и своих коллег. Но меня это устраивает, я нормально себя чувствую в коллективе, с которым прошел тяжелейший путь. Что вы думаете, я сразу стал играть главные роли? Не-е-ет. Выступал в массовках, эпизодах, детских постановках, но никогда ролями не бросался! Никогда!

– Нравится ли вам очередная театральная реформа, когда репертуарным театрам предлагают сокращать штаты и за счет «освободившихся» средств поднимать зарплату оставшимся актерам?

– Эта реформа пока еще делает пробные шаги, и пока она не утверждена. Но я знаю по своему опыту, что подобную реформу нужно проводить очень осторожно, не рубить сплеча, тем более в академических театрах, которые работают нормально. Начнут сокращать штаты – начнутся конфликты, что вряд ли поможет нормальному творческому процессу. Да и не построишь счастье одних на несчастье других. Нам нужны деньги на новые спектакли, но в условиях нынешней инфляции надо подумать и о прибавке к заработной плате людям театра.

Я в Театре имени Ленсовета с 1975 года и в свое время был председателем местного комитета, и мы всегда с нашим худруком Игорем Петровичем Владимировым распределяли премии. Потому что работа очень сложная, артисты должны себя чувствовать экономически независимыми. А сегодня артисты, я не говорю о представителях шоу-бизнеса – далеко не самые высокооплачиваемые. Тем более в театрах, не получающих мощные государственные гранты.

– Что случилось с фильмом Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», где вы сыграли главную роль Кристиана Андерсена? Ведь при бюджете 12 миллионов долларов он собрал всего 150 тысяч…

– Я этих тонкостей не знаю. Изначально Андерсен задумывался как телевизионный фильм. Что такое нынешний российский кинопрокат и как это делается – большая головная боль, тут даже с бутылкой не разберешься. Бизнес – темная лошадка. Могу говорить только о художественном произведении. Лично мне картина очень нравится, она глубокая, тонкая, мудрая, ее хочется пересматривать! В первую очередь покоряет режиссура Эльдара Александровича, который в очень серьезном возрасте проделал колоссальную работу. А все остальное спрашивайте у зрителей, критиков, прокатчиков.

– Говорят, вы недавно снялись в фильме Александра Митты «Шагал – Малевич».

– У меня там роль совсем крошечная. Мой герой Израиль Вишняк – это конкретный человек из молодых лет Шагала. Как известно, юность Шагала прошла в Витебске, а Израиль Вишняк был очень богатым человеком, который помимо прочего построил в Витебске трамвайные линии и купил необходимое оборудование. Именно благодаря стараниям и финансовым возможностям этого человека в Витебске появился трамвай, что по тем временам был гигантский шаг вперед... Это небольшая, но, будем надеяться, запоминающаяся роль, так, по крайней мере, задумывал Александр Наумович Митта.

– Однажды вы сказали: «Если бы мне дали «много-много денег, то открыл бы свой театр»… Сегодня вы бы подписались под этими словами?

– Может быть, и говорил такое, но сейчас уже так не считаю. У меня теперь другая мечта – открыть приют для животных.

– Вы помогаете уже существующим приютам?

– Конечно, помогаю. Моя помощь не столь существенная, но если вижу, что где-то нужно кинуть денежку или с кем-то встретиться, поддержать, то не прохожу мимо. И вам советую! В течение года ко мне очень часто обращаются разные благотворительные организации, о чем-то просят, и, как бы мне ни было сложно, не отказываюсь. Моя коллега по сцене Аня Ковальчук такая же, как и я! В нашем театре много сердобольных людей, мы часто помогаем детям, больным и, конечно, бездомным животным.

– Вы родились и выросли в Одессе, а как актер родились и «выросли» в Петербурге… Как отметили свой день рождения в Северной столице, и что было слышно от одесситов?

– В Одессе, как мне донесли, друзья поднимали рюмки за мое здоровье. Ну а сам я ни капли не пропустил, потому что весь день был на съемочной площадке. Потому что заканчивали работу над телевизионным сериалом «Горюнов». Это история о командире атомной подводной лодки и его экипаже, которые служат в наши дни на Северном флоте. Так что артисту даже в свой юбилей нельзя расслабиться, если у него есть работа.

Виктор Казаков
«Tribuna.ru», 03.05.2013