www.s-migitsko.ru

Сергей Мигицко: «Грустная комедия – жанр, который мне по душе»

Сергею Мигицко, ведущему актеру Театра имени Ленсовета, исполняется 60 лет. Почти каждый вечер идут спектакли с его участием: «Ревизор», «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Испанская баллада», «На всякого мудреца довольно простоты», «Дракон», «Night and day». В эти дни в Петербурге часто можно услышать удивленный возглас: «Мигицко – 60? Не может быть!» В интервью «Театралу» актер рассказал о том, как начинал в театре и кино, каким был его учитель Игорь Владимиров, а также о «закулисных» детях.

Театр – дом

– Говорят, что гримерку, где мы беседуем, вы не покидаете с 1975 года…

– Еще раньше! Меня, студента театрального института, «поселили» сюда в 1972 году. Я вошел в несколько спектаклей («Укрощение строптивой», «Вот какой факт получается»), закрепился здесь и никуда отсюда не переезжал. Тогда же здесь стал «жить» Миша Боярский и мои однокурсники Олег Леваков, Ильгиз Булгаков. Сейчас мы делим эту гримерку на троих с Олегом и Сашей Новиковым. Но в ней осталось тепло Миши и Ильгиза. Считалось, что у нас самая боевая, веселая гримерка. Кстати, я здесь жил какое-то время со своей первой супругой – с разрешения Игоря Петровича Владимирова. Тут стояла наша утварь. Мы здесь, конечно, не готовили еду, но чай пили.

– Жена – тоже актриса?

– Нет, у меня жен-актрис не было. Я всегда выбирал себе в жены женщин мирных профессий.

– Я видела, как вы играли в спектакле «Night and day» Б. Срблянович вместе со своей дочкой Аней. А теперь ее роль отдали дочери Анны Ковальчук Злате.

– Аня выросла во время этого спектакля, уже стала выше Ковальчук, играющей ее маму, и все никак не хотела расставаться с ролью. Но это же не может продолжаться бесконечно. Моя старшая дочь Катя тоже в детстве играла на сцене театра Ленсовета в трех спектаклях, и даже ездила с нами на гастроли в Москву. Такова жизнь многих «закулисных» детей.

– «Вирус» передается по воздуху – Катя стала актрисой. Вы этого хотели?

– Я счастлив, что она служит в труппе Ленкома под знаменем Марка Анатольевича Захарова, что рядом мастера русского театра, у каждого из них можно учиться. Одновременно Катя работает в театральном проекте для неслышащих артистов «Недослов», и в этом я всячески ее поддерживаю. Теперь и Аня учится на актрису – на первом курсе нашей театральной академии.

– Неужели вы не были против, не отговаривали ее?

– Я не мог быть против. Вижу в ней дар, талант, а все остальное ей расскажут и объяснят педагоги. Я не имею никакого отношения к ее обучению. Что из нее получится – посмотрим.

– Вы учились на курсе Игоря Владимирова и готовились к работе в театре, которым он руководил. А о Москве не мечтали?

– Мечтал, как и многие молодые люди. Но это всё осталось в мечтах. Мне всегда очень нравился Ленком, то, что делает Марк Захаров. (Ничего случайного не бывает, теперь там работает моя дочь).

– Почему вы сначала поступили в Малый драматический театр, а вскоре ушли в Ленсовета?

– Могу рассказать. В конце учебы у меня была некая дисциплинарная провинность. Игорь Петрович был жестким педагогом и наказал меня тем, что не взял по окончании института в театр. Для меня это было большим ударом. Урок был получен. Я решил показаться в другие театры и первым делом пошел в Малый драматический. Его в то время принял режиссер Ефим Падве. Он был молодым, амбициозным, собирал единомышленников. Я показывался ему две минуты, был принят в труппу и через несколько месяцев сыграл там премьеру, с ходу – главную роль. Но велика была моя любовь к театру Ленсовета, к моему учителю и однокурсникам. Я страдал. И сомнения, которые меня одолевали, привели меня в армию. А отслужив, пришел в театр Ленсовета. Но благодарность к МДТ, конечно, у меня есть и сегодня.

– В труппе уже немного учеников Владимирова?

– К счастью, много. Ансамбль у нас – от Игоря Петровича, его составляют выпускники Владимирова разных лет и артисты, прошедшие его школу. Потом дух Владимирова очень высоко ценил и поддерживал Владислав Борисович Пази. Он делал ставку на хорошие пьесы, разноплановый репертуар, ему нравилась наша актерская стихия.

«На стороне»

– Сейчас у вас в театре 6 пьес. Довольны занятостью?

– И еще четыре – «на стороне». Итого 10. Это много, поверьте.

– Зачем же вы согласились на антрепризу московского режиссера Родиона Овчинникова «Несколько пролетов вверх»? Уж не от недостатка работы?

– Спектакль этот можно назвать антрепризным только потому, что там играют артисты из разных трупп – Ленсовета, Александринки, БДТ, Комедии, Комиссаржевки. Но это самый настоящий театр. Мы прошли огромный, сложный репетиционный путь. На мой взгляд, у нас получился интересный спектакль.

– А вы видели ту же постановку Овчинникова в «Современнике» (но с другим названием – «С наступающим…»)?

– Видел. Они совсем разные. Я играю ту роль, что у Лёни Ярмольника. Мы вообще с ним разные люди, разные артисты. Как и Сергей Гармаш с нашим Сергеем Паршиным. Мы друг другу не мешаем. По России в один день идут десятки спектаклей, поставленных по одной пьесе, и ничего. Я когда-то играл в спектакле Олега Меньшикова «Горе от ума», так в Москве были еще три версии – и никакой конкуренции. Это жизнь.

– Вот ваша «Интимная жизнь» – удивительный старожил. Сколько лет играете, всю страну с этим спектаклем проехали! Не меняется состав (играют четыре актера: Анна Алексахина и Сергей Мигицко, Лариса Луппиан и Михаил Боярский)…

– Это действительно особый спектакль. Мы играем его уже 19 лет и заканчивать не собираемся. Мы долго репетировали его, он выверенный, атмосферный, любимый нами сложный ребенок. У нас прекрасная компания. Мы и так давно уже близкие люди, а «Интимная жизнь» сделала нас практически родственниками.

– Недавно вы ввелись в московский «Ужин с дураком», спектакль тоже с большой биографией. Эту роль долго играл Анатолий Равикович. Что вас привлекло?

– Вводы для меня – проблема. Я предпочитаю пройти весь рабочий процесс. Но тут мне предложили войти в прекрасный ансамбль (Хазанов, Басилашвили, Борис Дьяченко). Меня окружают партнеры, о которых можно только мечтать. И жанр по душе – грустная комедия, даже притча. Правда, я чувствую себя в спектакле еще не как рыба в воде.

«Я в кино не частый гость»

– Александр Абдулов говорил, что Коровьев в «Мастере и Маргарите» – «просто сто, миллионнопроцентно» его роль, такие бывают один раз в жизни. Мне кажется, что у вас такая роль – Андерсен в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», о жизни великого сказочника. Это так?

– Пожалуй, да. Андерсен удивительно точно лег на меня. Когда я прочитал сценарий, у меня волосы встали дыбом – как там всё написано про меня. Но этого не знал Эльдар Александрович! Ведь он поначалу меня как Андерсена не рассматривал. И мне пришлось приложить немало сил, теперь я могу в этом признаться. Мы с партнерами прошли серьезный путь проб (я насчитал 10 пробных дней), сыграв почти весь фильм, прежде чем Эльдар Александрович поставил на мне восклицательный знак.

– Как вы начинали в кино? С эпизода, массовки? Может, даже имени в титрах не было или вас озвучил другой актер?

– Я начал с «Соломенной шляпки», музыкальной картины Леонида Квинихидзе. И мою роль (кузен Бобен) озвучил Александр Демьяненко, знаменитый артист и мастер дубляжа, подаривший свой голос многим героям. Я служил в армии (не в ансамбле и не писарем, а в мотострелковом полку по специальности «пулеметчик»), меня не отпустили на озвучку на «Ленфильм», и тогда роль озвучил Демьяненко. Никакой обиды у меня не было.

Бывало, что роль вырезали из фильма. Например, я снимался в картине «Мой ласковый и нежный зверь». С режиссером Эмилем Лотяну я случайно познакомился в гостинице «Мосфильма». Меня очень тронуло его кино «Лаутары». И вдруг он показывает мне сценарий нового фильма, спрашивает, какая роль мне нравится больше (их две, они маленькие, но яркие). Я снялся. Но в фильме моего героя нет.

– Есть режиссеры, которым вы сразу можете сказать, не видя сценария: «Я уже согласен!»?

– Я снимался у своих кумиров – Гайдая, Рязанова, у потрясающих мастеров – Марягина, Прошкина, Рогожкина. Всем им я благодарен за уроки, что они мне преподали. Если меня Рязанов позовет сниматься на день, на час – я поеду без разговоров, без вопросов.

– Вы сейчас более востребованы в кино, нежели несколько лет назад?

– Это не так. Я в кино не частый гость. Молодые люди играют намного больше и лучше, чем я. Мне очень интересен мир кино, я люблю людей, которые там работают, и не отказываюсь практически ни от чего. У меня есть разные «пробы пера»: в сериалах, в полном и коротком метре, у знаменитых режиссеров и у начинающих, еще студентов.

– Какую роль предложил вам Александр Митта в своем новом фильме «Шагал – Малевич»?

– У меня чрезвычайно маленькая роль. Хорошо бы еще увидеть ее на экране! Я снимался всего два дня, и это было прекрасное время. Израиль Вишняк – не вымышленный персонаж. Это был яркий, интересный человек, очень богатый, уважаемый в городе. Он жил в Витебске (откуда, как известно, родом Шагал), на свои деньги построил там трамвайную линию, купил вагоны, оборудование.

– А о сериале «Горюнов» что можете рассказать?

– История шикарная! И сценарий, и задумка – снять кино о наших подводниках. Мы мало что знаем об этих людях. Они большую часть времени проводят на службе. Но у них тоже есть семьи, личная жизнь, проблемы, любовь, мечты. Обо всем этом фильм. Время действия – наши дни. Я, конечно, никакой не подводник (по возрасту). Мы с Аней Алексахиной играем интеллигентную супружескую пару, наш сын служит на подводной лодке. Там очень хороший актерский ансамбль – молодые и не очень, звезды и начинающие, из Москвы и Питера. Продюсер сериала Сергей Жигунов, а он всегда собирает созвездие артистов.

«Профессия – чудесная!»

– Что самое интересное в актерской профессии?

– То, что дни не похожи друг на друга. Я играю 10 пьес в театре. Еще есть кино. Разные режиссеры, партнеры, площадки. Мне интересно. Устал я? Да. Но это профессия такая, где надо уставать.

– Я была уверена, что вы ответите: «Самое интересное – репетиции».

– Репетиции – это часть профессии. Самое интересное – это собственно профессия. И раз я не потерял к ней интерес в свои годы, не остыл, значит, в ней действительно есть что-то особенное. Профессия чудесная! Загадочная, интересная. И очень непростая.

– Но ведь какая зависимая! То взлеты, успехи, то простои, невостребованность…

– Терпение! И у меня был период, правда, короткий, когда я вообще хотел уйти из профессии. Не было работы ни в театре, ни в кино. Приходило отчаяние… Но как пришло, так и ушло.

Светлана Мазурова
«Театрал», апрель 2013