www.s-migitsko.ru

20 лет – немалый срок

В № 50 в год своего 15-летия «Петербургский театральный журнал» спрашивал театральных людей о том, какие изменения в культуре произошли за полтора десятилетия. Прошлый опрос удался. В течение всего этого, опять юбилейного, года мы будем задавать коллегам вопрос: «„ПТЖ“ исполняется 20 лет. Что произошло за эти годы в театре и с театром? Каковы утраты и приобретения двадцатилетия?» А они ответят «о времени и о себе»…

Сергей Мигицко

Главное достижение российского театра последнего двадцатилетия – то, что он есть. Я имею в виду русский репертуарный театр. Если мы не сохраним его, то будем в ответе перед следующими поколениями. Это не значит, что ничего не надо менять, усовершенствовать, улучшать. Но главное – каждый театр как отдельная культурная единица с труппой, с репертуарной афишей, с планами и перспективами развития, с возможностью творческого роста отдельных артистов – должно быть спасено. Особенностью последнего двадцатилетия стали, как мне кажется, большие возможности для театрального эксперимента и его реализации. Это и массовое рождение маленьких и не очень маленьких театральных коллективов, и творческое становление режиссеров. На наших глазах, например, Андрей Могучий из коллектива на колесах под названием «Формальный театр» дорос, добрался до активной работы в императорском Александринском театре, до массы премий и наград. Именно в это двадцатилетие молодые режиссеры активно реализовались. Раньше нужно было бежать в провинцию, чтобы работать всерьез. Например, Владислав Борисович Пази двадцать пять лет работал именно в провинции и вернулся в Петербург уже мастером. А наш нынешний главный режиссер – Юрий Николаевич Бутусов – за пятнадцать лет сумел реализовать себя и в Петербурге, и в Москве. Под экспериментом я имею в виду и необычные, нестандартные поиски театров, режиссеров, актеров, которые находят своего зрителя. Печально, что за двадцать лет мы потеряли много великолепных, уникальных театральных личностей. Одно перечисление ушедших в мир иной займет страницы, это грустно. Дай Бог здоровья и сил живущим.

«Петербургский театральный журнал» № 1 [67] 2012